БТР

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

Бронетранспортер БТР-40 был создан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на вооружение в 1950 г. Серийный выпуск машин осуществлялся в 1950-58 гг. на Горьковском автозаводе.

Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Она имела компоновочную схему с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.

На вооружении БТР состоял 7,62-мм пулемет Горюнова CГМ, который мог быть установлен на бортовых кронштейнах, на корме, или на трубчатой штанге, увеличивающей жесткость корпуса. Сварной корпус, открытый сверху, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм.

Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк.

В 1969 г. были проведены испытания БТР-40 с навесным оборудованием комбинированного хода. Установка этого оборудования обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.

С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 человек.

В 1956 г. был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 г. и выпускался до 1960 г.
Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя люками, закрываемыми двухстворчатыми дверцами. В десантном отделении размещалось 6 человек. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет СГМ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба из пулемета была возможна только при открытых люках.
На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

В 1957 г. была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи, через ступицу.

Основные тактико-технические характеристики БТР-40
Боевая масса, т 5.3
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 8
Вооружение 7.62-мм станковый пулемет СГМБ
Боекомплект, патр. 1250
Габаритные размеры, м:
Длина 5
Ширина 1.9
Высота 1,83
Клиренс, м 0.275
Броневая защита, мм 6-8
Максимальная скорость, км/ч 80
Запас хода, км 285
Двигатель Карбюраторный, шестицилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 78
Колесная формула 4х4
Преодолеваемые препятствия:
Подъем, град. 30
Брод, м 1,2
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-50

Бронетранспортер БТР-50П
Бронетранспортер БТР-50П был создан в 1952 году на базе шасси легкого танка ПТ-76 конструкторским бюро, которым руководил Ж.Я. Котин. В ходе разработки он имел обозначение "Объект 750". Ведущим конструктором проекта был Н.Ф. Шашмурин. На вооружение БТР-50П принят в 1954 году. Его серийное производство осуществлялось в 1952-54 годах.
Он относился к полузакрытому типу бронетранспортеров. В отделении управления размещался экипаж, состоявший из механика-водителя и командира машины. Рабочее место командира было оборудовано в броневой рубке, вваренной в левой передней части корпуса. В средней части корпуса находилось открытое сверху десантное отделение со съемным тентом.
В качестве средства связи использовалась радиостанция 10-РТ.
Движение на плаву осуществлялось посредством двух водометов. Забор воды производился из-под днища корпуса, а выброс - через два кормовых окна, оборудованных заслонками с приводом из отделения управления.
При повороте бронетранспортера на плаву закрывалась одна из заслонок, а при движении задним ходом закрывались обе заслонки и выброс воды производился в противоположном направлении через два окна в кормовой части бортов корпуса. Бронетранспортер оснащался гирополукомпасом, водооткачивающими помпами и волноотражательным щитком, расположенным в передней верхней части корпуса.
На крыше МТО были закреплены откидные аппарели для погрузки артиллерийских систем или автомобиля типа ГАЗ-69, или других грузов массой до 2 тонн. Машина была оборудована специальным погрузочным устройством, в состав которого входила лебедка с тяговым усилием 1500 кг/с и с отбором мощности от двигателя В-6В.
При необходимости из погруженной на БТР-50П пушки калибром до 85 мм включительно можно было вести огонь как при движении на суше, так и на плаву. На плаву бронетранспортер мог перевозить до 20 пехотинцев. Угол входа в воду до 30°, угол выхода - до 25°.
С 1954 года в войска стал поступать бронетранспортер БТР-50ПА, который отличался установкой на турели сверху командирской рубки 14,5-мм пулемета КПВТ. Пулемет мог вести огонь по наземным и воздушным целям. Угол возвышения составлял +85°, снижения -3°. Боекомплект 500 патронов.
В 1955 году на шасси БТР-50П создавались самоходные зенитные установки ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4. В десантном отделении бронетранспортера устанавливалась конусообразная тумба, состоявшая из верхнего и нижнего кольцевых поясов, на которые монтировалась спаренная (ЗТПУ-2) или счетверенная (ЗТПУ-4) зенитная пулеметная установка. ЗТПУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ с приводами ручного наведения. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Углы вертикального наведения составляли от -3° до +90°. Было изготовлено несколько опытных образцов.

Бронетранспортер БТР-50ПК
Бронетранспортер БТР-50ПК был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 27.10.1958 года. В 1959 году было организовано его серийное производство на Волгоградском тракторном заводе.
БТР-50ПК имел броневую крышу десантного отделения и был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМБ, который в боевом положении устанавливался на кронштейне на левом борту корпуса. Введение закрытого герметичного корпуса позволило оборудовать машину системой ПАЗ, однако исключило возможность перевозки артсистем или автомобиля. Отсутствие погрузочного устройства обусловило установку двигателя 8Д6-ПГ без коробки отбора мощности на лебедку.
Бронетранспортер оборудовался прибором ночного видения ТВН-2Б с инфракрасным прожектором.
На базе шасси БТР-50ПК были созданы и приняты на вооружение машина управления БТР-50ПУ и командно-штабная машина БТР-50ПУМ, а также самоходная установка разминирования УР-67. Кроме того, на базе шасси БТР-50П были изготовлены антарктический вездеход "Пингвин", опытная боевая машина пехоты "Объект 914".

Машина управления БТР-50ПУ
Машина управления БТР-50ПУ была создана на базе бронетранспортера БТР-50П, принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.04.1959 года и находилась в серийном производстве с 1959 года.
В машине было оборудовано 10 рабочих мест - для командира соединения, командира машины, механика-водителя, четырех радистов и трех офицеров штаба. Для работы с картой имелся раздвижной стол. В качестве средств связи использовались две танковые радиостанции Р-113 и Р-112, две УКВ радиостанции Р-105(Р-105У), двухканальная радиорелейная станция Р-406БМ, телефонный коммутатор на 10 абонентов и коротковолновый радиоприемник Р-311. Вооружение отсутствовало. Машина оснащалась системой ПАЗ, системой отопления и вентиляции и танковой навигационной аппаратурой. Устанавливался зарядный бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30.

Командно-штабная машина БТР-50ПУМ-1
Командно-штабная машина БТР-50ПУМ-1 являлась модернизированным вариантом машины управления БТР-50ПУ. Она была принята на вооружение в 1972 году.
Экипаж состоял из командира машины, старшего механика-водителя, старшего радиотелеграфиста и механика-радиотелеграфиста. В машине было оборудовано четыре рабочих места для офицеров штаба. В качестве средств связи применялись две радиостанции Р-111, радиостанции Р-123МТ и Р-130М, радиорелейная станция и специальная аппаратура для засекречивания переговоров.

Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-50ПК
Боевая масса, т 14.5
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 9 (на воде до 20)
Вооружение 7.62-мм станковый пулемет СГМБ
Боекомплект, патр. 1250
Габаритные размеры, м:
Длина 7.070
Ширина 3.140
Высота 2.030
Клиренс, м 0.37
Броневая защита, мм:
Лоб, борт корпуса 10-13
Корма 6
Максимальная скорость, км/ч:
На суше 44
На плаву 10
Запас хода, км 240
Двигатель Дизельный, шестицилиндровый
Мощность, л.с. 240 при 1800 об/мин
Преодолеваемые препятствия:
Подъем, град. 38
Крен, град. 18
Стенка, м 1.1
Ров, м 2.8
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-60

Бронетранспортер БТР-60П
Бронетранспортер БТР-60П был создан в Горьком конструкторском бюро под руководством Дедкова В.А. и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Его серийное производство осуществлялось в 1961-63 гг.
БТР был разработан на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее водоходных качеств.
Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых листов толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера составляла 9,8 т.
На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов.
Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П использовались два карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90 л. с, представлявшие собой форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач четырехскоростные, с синхронизаторами.
От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов, от левого двигателя - колеса второго и четвертого мостов. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора.
Шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель реактивного типа. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кгс.
На базе БТР-60П были созданы машина управления Р-145 "Чайка" и машина технической помощи МТП-2.

Машина управления Р-145 "Чайка"
Машина управления Р-145 "Чайка" была создана на базе бронетранспортера БТР-60П, состояла на вооружении и в серийном производстве. Она отличалась от базовой машины установкой средств связи - двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

Машина технической помощи МТП-2
Машина технической помощи МТП-2 являлась подвижным средством технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР-40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Серийный выпуск машин начался в 1976 г.
МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.

Бронетранспортер БТР-60ПА
С 1963 по 1966 год выпускался БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта (12 человек) осуществлялась через люки, расположенные в крыше.
На базе БТР-60ПА были созданы машины управления артиллерией 1В18 и 1В19.

Бронетранспортер БТР-60ПБ
Бронетранспортер БТР-60ПБ являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был создан конструкторским бюро под руководством Дедкова В.А. и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось в 1965-76 гг.
Основным отличием бронетранспортера была вращающаяся коническая башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка имела перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела составлял 360° , вертикальный угол обстрела - от -5° до+30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя.
На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК.
В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

Подвижный пункт управления ПУ-12
Подвижный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 г. Пункт управления предназначался для артиллерийских частей, обеспечивал связи управления и взаимодействия с общевойсковыми частями.
Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-60ПБ
Боевая масса, т 10.3
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 8
Вооружение 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ
Габаритные размеры, мм:
Длина 7560
Ширина 2830
Высота 2310
Клиренс 475
Двигатель Два бензиновых, шестицилиндровых
Мощность, л.с. 2х90
Преодолеваемые препятствия:
Подъем, град. 30
Ров, м 2
Колесная формула 8х8
 
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90
БТР-90, который разрабатывался под кодовым названием Росток, уже вышел из разряда секретных, но до недавних пор о нем практически ничего не было известно.
Новый бронетранспортер, как и его предшественники, будет выпускаться на филиале ГАЗа, Арзамасском машиностроительном заводе. Прежде на БТР-80 устанавливался дизель КамАЗ или ЯМЗ-238, а новый силовой агрегат (челябинский многотопливный турбодизель А-58 мощностью 510 л. с. и гидромеханическая КПП) заимствован у боевой машины десанта БМД-3. Привод на колеса необычен: поток мощности распределяется отдельно на колеса правого и левого борта, а благодаря дополнительной гидрообъемной передаче БТР-90 может, подобно гусеничной машине, буквально вертеться на одном месте.
Новая независимая торсионная подвеска и шины с регулировкой давления позволяют развивать на шоссе скорость до 100 км/ч, а благодаря двум водометам БТР-90 уверенно плывет при волне до трех баллов.
Если раньше на БТР стояли только спаренные пулеметы (калибра 14,5 и 7,62 мм), то теперь бронетранспортер вооружен до зубов. В придачу к автоматической 30-миллиметровой пушке и 7,62-миллиметровому пулемету ПКТ в башне стоят гранатомет и противотанковый ракетный комплекс Конкурс; сама башня имеет стабилизацию в двух плоскостях.
Одно только плохо: хотя БТР-90 выигрывает у своих предшественников по ходовым качествам, защите и вооружению, он не стал компактнее. Специалисты говорят: "В такую тушу промахнуться трудно. Мечта гранатометчика..." По неофициальным данным, пока машина существует только в нескольких экземплярах, один из которых проходит боевые испытания в Чечне.

Этот сайт создан и поддерживается Ильей Соловьевым aka BASS
Hosted by uCoz